Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа № 26 г.Витебска»

Главная О школе Образовательный процесс Платные услуги центр правовых знаний Пожарная безопасность БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Страничка учителя-дефектолога Сотрудничество

Страничка психолога

 

психолог

Кудевич Ольга Васильевна

 

 

Как правильно выстроить отношения «Ребенок – родитель»

1. Постарайтесь каждый день ребенку сообщать о своей любви. Ребенку необхо­димо знать, что он вам дорог, нужен, важен, что он - хороший. Помните: по­требность в любви, принадлежности, нужности другому - одна из фундамен­тальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие развития ребенка Запомните эти фразы: "Как хорошо, что ты у нас родился"; "Я рада тебя видеть"; "Ты мне нравишься"; "Я люблю, когда ты дома"; «Мне хорошо, когда мы вместе».  Ребенок гораздо охотнее примет указания и будет следовать им, если будет совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если  поверит в доброе отношение к себе.

2.  Уважайте личность вашего ребенка Ведь ребенок имеет право помолчать, если не настроен на разговор, он имеет право отказаться от ужина, если ему не нра­вится предложенная еда. Помните, ребенок имеет право быть самим собой.

3.  Хвалите вашего ребенка, но не особенно часто (имеется в виду - каждоднев­но), т.к. в этом случае потеряется важнейшая сила похвалы. Поощряйте ва­шего ребенка за его труды и достижения. Самым важным поощрением для него будет, если Вы его похвалите в присутствии других..

4.  Введите четкое    распределение - регуляцию    родительского    и воспита­тельного внимания к ребенку: уделять внимание не тогда когда ребёнок плохой, а тогда, когда он хороший". Сведите к минимуму эмоциональность реакций на по­ведение ребёнка. Основная рекомендация: открытое доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что надо.

5.  Если ребёнок капризничает, Вы должны проявлять спокойствие, равнодушие, что бы ребенок ни делал. Когда ребёнок успокоится, нужно ласково поговорить с ним о том. как Вас огорчает его поведение, выразить уверенность, что в дальней­шем он будет вести себя лучше. Помните: если ребенку удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Слова наказания должны быть четкими, ясными,   внушительными и не по­вторяться несколько раз.

6.  Необходимо соблюдать единство требований ко всем членам семьи. Не требуй­те того, чего не выполняете сами.

7.  Каждый вечер, но не перед сном, беседуйте с ребенком, вспоминайте про­шедший день, намечайте планы на новый день.

8.  Помните: в воспитании ребенка родители должны быть вместе и их требо­вания, предъявляемые к ребёнку, должны быть едины.

 

 

 

 

 

Рекомендации по выстраиванию детско-родительских отношений

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя вни­мание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте поддержку.

2.  Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть послед­ствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его дея­тельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетво­ряйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений.

4. Покупайте и дарите книги. Читайте вслух, обсуждайте прочитанное.

5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоя­тельно найти выход, решение, совершить поступок.

6. Активно слушайте своего ребенка. Пусть он пересказывает прочитан­ное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

9. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п. Выполняйте все рекомендации педагога.

10. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.

11. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее за дание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.

12. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.

 

 

 

Советы родителям «особых» детей

 

1. В каждом ребёнке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

2. Каждый ребёнок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития - это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворённое окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

4. Ребёнок с нарушениями в интеллектуальном развитии растёт и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

5. Ребёнок с нарушенным интеллектом имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте предоставим ему эту возможность!

Для более успешного развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат в семье, но и не менее важно, чтобы семья не зацикливалась на своём горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребёнка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребёнка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Оказывая помощь семье, специалист даёт полную информацию об особенностях их ребёнка: указывает его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить мать, что больной ребёнок, как это не парадоксально, является не столько обузой для неё, сколько источником её духовного роста. Начиная помогать собственному ребёнку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.

Специалист напоминает родителям о необходимости сохранения физического и психического здоровья ребёнка.

Специалист разъясняет родителям возможность сохранения контакта с окружающим миром, что способствует социальной адаптации ребёнка. При этом не стоит внушать ребёнку, что он больной.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребёнку.

Родители должны организовать охранительный режим, который щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребёнка.

Надо учить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребёнка с различными явлениями, происходящими в естественных для него условиях.

Таким образом, воспитание ребёнка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

- постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;

- создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;

- формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребёнка и предотвратит формирование патологического стереотипа поведения.

 

Что мы можем сделать, чтобы помочь нашему ребенку?

Вы всегда можете эффективно помогать вашему ребенку, и лучшей помощью будет:
- Любить его и принимать как еще одного члена семьи, а затем обеспечить ему:
- Медицинскую помощь, если он в ней нуждается.
- Адекватную программу ранней стимуляции.
- Правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и социально.
- Досуг, чтобы он мог общаться с окружающими и развлекаться.
- Работу, соответствующую его возможностям.
- Будущее, - когда он станет взрослым.

Поддержка других родителей

Когда умственная отсталость у ребенка уже установлена, сразу возникают потребности, которые в первую очередь сводятся к тому, чтобы:

1) Избавиться от собственных негативных эмоций и чувств посредством общения с другими семьями.
2) Узнать о возможностях развития вашего ребенка через службу раннего обучения (ЦКРО и Р).
3) Узнать о состоянии здоровья, в котором он находится, посредством медицинского обследования и дальнейшего наблюдения педиатра.
4) В значительной степени вам может помочь справиться с ситуацией общение с группой родителей, дети которых тоже страдают умственной отсталостью, поскольку эти родители помогут вам развеять те негативные переживания, которые они сами уже испытали.


Эта взаимная поддержка родителей детей-инвалидов особенно полезна новым родителям, как, например, вы.

- Они помогут вам своим пониманием ситуации и окажут моральную поддержку.
- Они предоставят вам практическую информацию о том, что такое умственная отсталость.
- Вы поймете, как вы должны общаться с вашим ребенком.
- Они подскажут вам, какие возможности и какие службы существуют для помощи семьям, где есть люди с умственной отсталостью. Такой обмен опытом поможет вам лучше общаться, как с ребенком, так и с окружающими вас людьми.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Для семьи

Рождение ребенка сразу вызывает бурю эмоций у всех членов семьи. Поначалу новорожденный пользуется повышенным вниманием. Со временем ситуация входит в обычное русло: родители, другие дети, бабушка с дедушкой возвращаются к своим привычным делам и обязанностям. Нужно поменять семейный уклад, чтобы все научились жить по-новому. Однако если у ребенка имеется умственная отсталость, то напряженность в семье возрастает и всем ее членам нужна помощь, чтобы принять такого ребенка, понять его потребности и те требования, которые с его появлением предъявляются к семье в целом. Рождение ребенка с умственной отсталостью - это не повод для того, чтобы семья отказывалась от своих социальных и профессиональных интересов. Иногда с рождением такого ребенка у матери может возникнуть чувство морального долга, вынуждающее ее оставаться дома и ухаживать за ребенком, не имея возможности поступить на работу. Но можно утверждать, что, как правило, в грудном возрасте дети с умственной отсталостью не нуждаются в большем внимании, чем обычные дети. И если у матери есть потребность или же она хочет продолжать работать вне дома, то у нее не должно быть поводов отказывать себе в этом.
Как только вы по-настоящему научитесь принимать своего ребенка - инвалида таким, каков он есть, стресс уменьшится.

 

Для родных


 Семья - это семья, а не лечебный центр. Некоторые родители, движимые горячим желанием преодолеть инвалидность ребенка, помимо своих прямых обязанностей, возлагают на себя и на своих родных массу добавочных забот о его лечении. Тем самым они наносят ущерб не только собственным интересам, но и интересам других членов семьи. Бывает, что мать или отец ребенка с умственной отсталостью чувствует, что этот ребенок как бы вытесняет его из семьи. У других детей создается впечатление, что им нельзя выйти погулять с друзьями, потому что "упражнения" с братом или сестрой постоянно отнимают у них массу времени. И они вдруг начинают чувствовать свою беспомощность, что мешает их правильным взаимоотношениям с малышом, который как бы является виновником этого чувства. В семейной жизни важно соблюдать равновесие между необходимостью "стимуляции" (упражнений, восстановительных программ) ребенка с умственной отсталостью и повседневными потребностями остальных членов семьи. То, что ребенок недополучит в каком-нибудь специальном занятии, он сможет с лихвой восполнить в счастливой и уравновешенной семье, где его любят и понимают.


Для супружеской жизни
Рождение ребенка-инвалида не должно быть причиной развода супругов. Несмотря на то, что ребенок с умственной отсталостью создает напряжение отношений между ними, но если супруги по- настоящему любят друг друга и умеют выражать свои чувства, то, естественно, что эта ситуация еще больше сплотит их и они будут поддерживать друг друга, чтобы вместе ухаживать, воспитывать и помогать ребенку. Если их отношения терпят крах, если им трудно находить общий язык друг с другом, если их любовь уже мало-помалу превращается в ненависть, тогда кризис легко переходит в окончательный разрыв после того, как ребенку ставится диагноз, который служит поводом для развода. Это самое легкое оправдание.

Для решения иметь еще детей
Рождение ребенка с умственной отсталостью не обязательно предполагает отказ от того, чтобы иметь еще детей. Однако сравнительно часто родители не решаются на это. Во многих случаях решение не иметь больше детей, продиктовано страхом того, что со следующей беременностью повторится та же проблема. Но беспокоиться не нужно.  Перед тем, как принимать решение иметь еще детей, необходимо, чтобы родители получили исчерпывающую медицинскую информацию, поскольку существует много различных вероятностей.

Бывают случаи, когда умственная отсталость вызывается причинами, установить которые современная медицина не в состоянии. И врач не сумеет сказать, какова степень риска ее возникновения у вашего будущего ребенка. Как только вы будете хорошо информированы о том, иметь или не иметь еще детей, окончательное решение останется за вами. Никто не обязан решать это за вас!

Забота о ребенке

Каждый ребенок, независимо от того, есть ли у него умственная отсталость или нет, по-своему уникален. Всем детям нужна любовь и признание, чтобы они могли развить свой собственный позитивный имидж. Наш собственный имидж зависит в большой мере от того, как нас воспринимают те люди, мнением, которых мы дорожим. Если эти люди относятся к нам по-хорошему и сердечно, значит, все в порядке, и у нас вырабатывается собственный позитивный имидж. Точно также родители могут способствовать развитию у ребенка его собственного позитивного имиджа, любя ребенка таким, каков он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью.

Кроме посещения школы, ребенок должен играть, развлекаться и участвовать во многих других делах. Не нужно забывать, что ребенок с умственной отсталостью тоже учится, подражая окружающим, и ему будет очень полезно общаться с другими детьми дома, в парке, на уроках и на улице. Держать взаперти людей с нарушениями интеллекта - это лучший способ не дать возможности развиваться их способностям и в то же время позволить обществу продолжать относиться к таким людям с пренебрежением и отвергать их.

Как всякий другой ребенок, малыш с умственной отсталостью также должен овладеть навыками правильного поведения, и нужно требовать, чтобы он вел себя адекватно обстановке. Такие дети иногда бывают излишне упрямы, и в работе с ними необходимо проявлять терпение и такт. Подавляющее большинство этих детей могут обрести навыки самостоятельности в личной и общественной жизни, которые позволят им нормально развиваться в обычном окружении. Избыточная опека родителей, братьев, сестер только будет способствовать большей зависимости человека с умственной отсталостью от окружающих и воспрепятствует тому, чтобы он выработал эти минимальные основы независимости и ответственности, нужные для того, чтобы такой человек смог жить более самостоятельной жизнью.

 

 

Как строить отношения с учителем своего ребенка

 

  1. Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
  2. Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
  3. Не забывайте, что до 95% педагогов – женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
  4. Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
  5. Терпеливо выслушайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете, знать, тем легче Вам общаться с педагогом.
  6. Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
  7. Не избегайте общения с педагогом, даже если он Ван не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
  8. Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь: почему нет изменений?
  9. Не давай воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.
  10. Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, откровенно скажите об этом педагогу: вместе будет легче в них разобраться.
  11. Не рассчитывайте, что Ваши проблемы решит учитель: Вы сможете решить их только сами. Но прислушайтесь к рекомендациям учителя, сравните его точку зрения со своей, и Вы всегда найдете выход.
  12. Помните, что воспитание не может быть успешным, если между учителями и родителями плохие отношения.
  13. Если Вы считаете, что педагог Вас не понимает, задумайтесь, почему это происходит и как Вы можете изменить ситуацию?
  14. Посещайте родительские собрания, проявляйте на них активность, оказывайте посильную помощь учителям. Это повысит Вам авторитет не только в школе, но и в глазах собственного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Объявления Новости школы Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта