Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа № 26 г.Витебска»

Главная О школе Образовательный процесс Платные услуги центр правовых знаний Пожарная безопасность БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Страничка психолога Сотрудничество

Страничка учителя-дефектолога: Родительский журнал

№ 2

Ноябрь  2016 года

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

 

Особый ребёнок – особое отношение


Аутизм 

 

 

 

ГУО «Вспомогательная школа № 26 г. Витебска»

Составитель: учитель-дефектолог 1 квалификационной категории

Ткачёнок Инга Александровна

 

Расстройствами аутистического спектра называются нарушения психического развития, при которых наблюдаются нарушения способности к социальному взаимодействию, стереотипные поведенческие акты и жесткое ограничение интересов. Они появляются чаше в раннем детском возрасте до 2 - 3 лет после достаточно короткого периода "благополучного" развития ребенка.

Кто подвержен аутизму

Аутизм – заболевание более рас-пространенное, чем многие думают. По статистике, примерно один человек из ста страдает от аутизма.

Но исследования показывают, что эта болезнь поражает мужчин чаще, чем женщин (мальчики в 4-5 раз чаще страдают от аутизма, чем девочки). Это неизлечимое заболевание. Дети, страдающие от аутизма, живут с этим заболеванием всю свою жизнь.

Причины

У аутизма, насколько известно в настоящее время, нет одной, определенной причины. Считается, что причиной развития этой болезни становится сочетание двух факторов:

  • Генетические проблемы. С развитием аутизма связывают несколько генов. Некоторые из них вызывают у ребенка предрасположенность к этому заболеванию. Другие влияют на развитие головного мозга или на то, как взаимодействуют клетки мозга. Определенные гены также могут повлиять на степень выраженности симптомов. Каждая проблема, связанная с теми или иными генами, в отдельности может не иметь серьезных последствий, но все вместе они приводят к развитию болезни. Некоторые генетические проблемы, приводящие к развитию аутизма, являются наследственными, а другие появляются спонтанно.
  • Внешние факторы. Вирусные инфекции, осложнения беременности и загрязнение воздуха, предположительно, могут стать триггерами развития аутизма у детей.

Семейный анамнез. Если в семье родился ребенок-аутист, существует повышенная вероятность того, что в будущем у этих родителей тоже будут рождаться дети с этим нарушением. Кроме того, у родителей или родственников детей-аутистов нередко соблюдаются социальные проблемы и трудности с коммуникацией - как правило, слабо выраженные.

Каковы симптомы

Симптомы всегда проявляются в возрасте до трех лет. Обычно родители замечают, что их малыш не начал говорить и ведет себя не так, как другие дети его возраста. Однако иногда случается, что ребенок начинает говорить, а затем теряет навыки речи.

Задержка в развитии речи или ребенок вообще не начинает говорить. Может казаться, что ребенок не слышит, даже если обследование показывает, что он не глухой.

Повторяющиеся, иногда чрезмерно, виды поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или очень сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.

Родители детей, страдающих от аутизма, часто отмечают, что ребенок предпочитает играть в одиночестве и не вступает в зрительный контакт с другими людьми.

Как лечится аутизм

Для лечения аутизма используется поведенческая терапия. Такая терапия вознаграждает правильное поведение и благодаря этому ребенок учится социальным навыкам и коммуникации.

При раннем начале терапии большинство детей с аутизмом удается научить общаться с людьми и обслуживать себя.

Так как люди, страдающие аутизмом, очень разные, некоторые виды лечения могут подходить не для всех. Поэтому обязательно вовлекать всех, кто связан с воспитанием ребенка, и пробовать разные методы, чтобы найти наиболее подходящие.

Мифы об аутизме

Существует миф о том, что люди, страдающие от аутизма, не обладают никакими эмоциями. Но они испытывают чувство счастья, любви, грусти так же, как и все остальные. И то, что они не могут выразить свои чувства тем же способом, каким их выражают здоровые люди, не означает, что у них нет никаких эмоций вообще. Они тоже умеют чувствовать. Этот миф, который является результатом невежества общества, необходимо развеять, обучая людей внимательному и деликатному обращению с людьми-аутистами.

 

Советы

  • Планируйте перерывы. Забота о ребенке с аутизмом – тяжелый повседневный труд. Планирование перерывов поможет всей семье.
  • Обращайтесь за помощью, когда ребенок подрастет, особенно в подростковые годы.
  • Общайтесь с другими семьями, в которых растут дети с аутизмом. Вы можете обсуждать свои проблемы и обмениваться советами с людьми, которые вас поймут.

Многие исследования  поведения детей аутистов отмечают то, что у них  наблюдается слабая концентрация внимания, слабость моторного тонуса, нарушения восприятия. Их поведение отличается выраженной парадоксальностью. Находясь в постоянном сенсорном дискомфорте, дети пытаются компенсировать его аутостимуляцией.

        Это могут быть визуальные аутостимуляции, когда ребенок постоянно моргает, смотрит на источник света, водит пальцами перед глазами.

        Слуховые стимуляции проявляются в том, что ребенок постоянно щелкает пальцами, слегка ударяет по ушам, издает голосовые звуки, стучит по столу.

        Тактильные стимуляции представлены в постоянных почесываниях кожи руками или каким-либо предметом.

        Вестибулярные стимуляции заклю-чаются в раскачивании из стороны в сторону или взад и вперед.

         Вкусовые аутостимуляции прояв-ляются в том, что ребенок засовывает предметы в рот, лижет или грызет их.

Обонятельные имеют место, когда ребенок нюхает предметы или обнюхивает людей.

         Причины аутостимуляции и стереотипий у детей с аутизмом окончательно не установлены. Существует несколько гипотез. Ряд авторов считает, что аутостимуляции у аутичных детей являются средством возбуждения нервной системы. Некоторые исследователи считают, что аутостимуляция возникает у ребенка с целью блокирования избыточных раздражителей и получения контроля  над уровнем своего возбуждения. Авторы других гипотез утверждают, что стереотипии служат детям с аутизмом источником психологического подкрепления.

Есть несколько причин, почему люди с РАС могут развиваться навязчивые идеи, в том числе:

• Для аутиста это способ обеспечить структуру, порядок и предсказуемость, и помочь людям справиться с неопределенностью повседневной жизни.

• Для многих аутистов эта модель поведения способ начать разговор и чувствовать себя более уверенными в себе в непонятной для него обстановке и ситуации.

• Эти навязчивые идеи и действия  могут помочь людям, чтобы расслабиться.

• Это занятие служит источником наслаждения.

• Эти движения помогают ему погасить сенсорный голод  и восполнить дефицит          ощущений.


Объявления Новости школы Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта