Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа № 26 г.Витебска»

Главная О школе Образовательный процесс Платные услуги центр правовых знаний Пожарная безопасность БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Страничка психолога Сотрудничество

Страничка учителя-дефектолога: Родительский журнал развитие речи

Речь – это сложная психическая функция. РЕЧЬ не является врождённой способностью, а развивается и формируется в процессе роста и развития ребёнка параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка.

Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание - были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это зависит в значительной степени от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Основные причины недоразвития детской речи

 

  • Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулёз, сифилис,  травмы, несовместимость крови матери и ребёнка и др.), приводящие к нарушению нормального  протекания внутриутробного развития  ребёнка.

Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате  

  • дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот,  затяжными, применялись различные стимуляторы, ребёнок после рождения не сразу закричал, его “пошлёпали”, т.е. “оживили”. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие один за другим, менинго-энцифалиты и др.)
  • Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга.
  • Неблагоприятная наследственность, отягощённая речевой патологией.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребёнка со стороны взрослых, двуязычие и др.)

Отклонения речевого развития

 

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие её нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на  общем развитие ребёнка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут  порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Проявления речевых нарушений

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены.
    • Нарушение слоговой структуры слова.
    • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значений и смысла слов.
    • Неправильное грамматическое оформление высказываний.
    • Нарушение связного высказывания (развёртывания, планирования, прогнозирования высказываний и др.)
    • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушения силы, высоты, тембра голоса, нарушения выразительных средств речи.
    • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.
    • Бедность выразительности средств устной речи.
      • Нарушение общения.

 

Отклонения в развитие речи могут проявляться в НАРУШЕНИИ СПОСОБНОСТИ КАК ГОВОРИТЬ, ТАК И ПОНИМАТЬ.

Расстройства речи могут проявляться и в различных комбинациях.

Значение речи

 

Основные функции РЕЧИ  в жизни человека:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ – общение
  2. РЕЧЬ как СРЕДСТВО выражения и образования, развития МЫСЛЕЙ.
  3. НОМИНАТИВНАЯ – обозначение предметов, явлений, действий, живых существ и т.д.

Нарушение функций речи может отразиться на деятельности личности, быть причиной тяжёлых психических переживаний. Например, нарушение правильности произношения отдельных звуков не только вызывает у человека чувство неловкости, но и делает его речь небрежной и некрасивой.

РЕЧЬ  человека неразрывно связана с МЫШЛЕНИЕМ. Мы мыслим  с помощью слов. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Значит, правильная и здоровая речь ребёнка имеет важное значение для развития его мышления. Бедная, недоразвитая речь часто является симптомом  в общей задержке умственного развития. Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Всё это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Объявления Новости школы Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта