Руский Беларускi
 

Государственное учреждение образования «Вспомогательная школа № 26 г.Витебска»

Главная Образовательный процесс Платные услуги центр правовых знаний Пожарная безопасность БРПО, БРСМ Профсоюз Родительский университет Страничка учителя-дефектолога Страничка психолога Сотрудничество

О школе

ГУО  «Вспомогательная школа №26 г.Витебска»  является специальным  учреждением образования  и  обеспечивает  получение  образования  лицами  с особенностями психофизического развития (интеллектуальной недостаточностью) на уровне общего базового  образования в   соответствии   с   их  познавательными  возможностями,  создание  для  этого необходимых условий, а также их социальную адаптацию и интеграцию в общество».

   Основные направления деятельности: обучение, воспитание и подготовка к самостоятельной жизни и труду учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Основными задачами школы является:

  •  формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью обще трудовых умений и навыков, положительной мотивации к трудовой деятельности через организацию трудового и профессионального обучения;
  •  социализация и социальная адаптация учащихся школы, интеграция их в общество.

           Для успешной организации работы в школе имеются все нормативные правовые акты, согласно требованиям Министерства образования Республики Беларусь. Нормативно-правовые акты своевременно доводятся до сведения работников школы, при необходимости по ним принимаются управленческие решения. Вся деятельность строится в строгом соблюдении действующего законодательства Республики Беларусь.

  В школе имеются необходимые локальные правовые акты: Устав школы, Свидетельство о регистрации юридического лица, заключения органов государственного санитарного надзора и государственного пожарного надзора, паспорт учреждения образования, Программа развития школы, Положения о педагогическом совете школы, о методическом совете школы, о методическом объединении школы, о социально-педагогической и психологической службе школы, о совете профилактики школы, о психолого-педагогическом консилиуме школы, годовой план работы школы, должностные инструкции всех категорий работников школы, номенклатура дел, подлежащих длительному хранению.

   Учебно-материальная база школы соответствует действующим нормативам. Оборудование помещений соответствует правилам техники безопасности и пожарной безопасности. Санитарное состояние всех помещений поддерживается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и  правилами.

     Школа размещена в двухэтажном здании, состоящим из старого корпуса, постройки 1951 года, и нового-1989 года. Общая площадь составляет  - 4039 кв.м., полезная площадь – 2024 кв.м. На одного учащегося приходится – 28,85 кв.м. общей площади и соответственно 14,45 кв.м. – полезной.

        Для организации коррекционно-учебно-воспитательного процесса в школе имеется 16 учебных классов, 2 столярные мастерские, 2 швейные мастерские, зал ритмики, кабинет коррекционной работы, кабинет для проведения занятий социально-бытовой ориентировки, библиотека, актовый зал, кабинет пения, кабинет дефектолога, кабинет охраны труда. Имеются кабинет СППС, помещение клуба «Спадчына», столовая, спальня, гардероб. На территории школы расположена отапливаемая стационарная теплица с учебным классом. Центральный вход оборудован пандусом.

Для проведение уроков физической культуры и спортивно-массовой работы в школе имеются: спортивный и тренажёрный залы, баскетбольная и волейбольная площадки, спортивный городок общей площадью 800 кв.м.

Школьная библиотека состоит из книгохранилища (36,28 кв.м.) и абонемента с читальным залом на 16 мест (48,42 кв.м.) В штате библиотеки один библиотекарь на 0,5 ставки.

Общий фонд библиотеки на 01.01.2009г. составлял 21749 экземпляров, из которых фонд учебников – 11812 экземпляров, художественной литературы – 9937.  Библиотека выписывает 10 наименований периодической печати. Все учащиеся школы обеспечены учебниками на 100%.

Согласно формулярам количество читателей школьной библиотеки – 288 человек, из которых 113 не являются учащимися или работниками школы. Таким образом, школьная библиотека обеспечивает специальной методической и учебной литературой педагогов и учащихся не только нашей школы, но и г. Витебска, а также всех районов города.

Общее руководство всеми направлениями деятельности школы осуществляет педагогический совет. В работе педагогического совета прослеживается научно-исследовательский подход в решении выработанной коллективом тематики, глубокая проработка содержательного аспекта, актуальность рассматриваемых вопросов.

     Методический совет обеспечивает координирующее и оперативное влияние на учебно-методический процесс школы, создаёт организационные условия для повышения педагогического мастерства  и квалификации педагогов, формирования их профессионально значимых качеств.

     В школе работают методические объединения учителей начальных классов, учителей старших классов, учителей профессионально-трудового обучения, воспитателей ГПД. Используются разнообразные формы работы: творческие отчёты, проведение открытых уроков и их обсуждение, педагогические тренинги, обсуждения за круглым столом, калейдоскоп педагогических идей и др.

    В школе организован ежегодный выпуск методического журнала, в котором представлены наиболее интересные, значимые и творческие работы педагогов школы (выступления, рефераты, планы-конспекты уроков, разработки внеклассных мероприятий и т.п.), работает методическая пресс оперативка - краткое и динамичное информирование о методических новинках, рекомендациях и пожеланиях через настенную печать.

   Все педагоги школы работают над темами самообразования, которые, перекликаясь с общешкольной методической темой, являются отражением индивидуальных потребностей каждого учителя или воспитателя  в повышении педагогического мастерства. Работу педагогов по самообразованию можно проследить по личным методическим папкам, портфолио, которые ведутся каждым членом педагогического коллектива.

  Итоговым методическим отчётом каждого педагога и методических формирований школы являются ежегодные традиционные «Педагогические вернисажи», где проходят выставки методических работ и творческие отчёты учителей и воспитателей.

  Педагоги школы стараются активно применять в своей работе инновационные и передовые педагогические технологии. В начальных классах в большинстве используются игровые технологии, технология Марии Монтессори, в старших классах – разноуровневой дифференциации, коммуникативного обучения языку, здоровьесберегающие технологии.. Все применяемые технологии носят коррекционный личностно-ориентированный характер .

 Школа принимает участие в районных, городских, областных и республиканских семинарах, выставках и конкурсах педагогического мастерства. Опыт работы ГУО «Вспомогательная школа №26 г.Витебска»   имеет распространение в рамках области и республики – педагоги школы выступают на областных и республиканских семинарах, читают лекции слушателем курсов при Витебском областном ИРО, студентам ВГУ им. П.М. Машерова. Обобщение опыта педагогов школы «Коммуникативный подход в обучении и воспитании учащихся вспомогательной школы» представлен на заключительный  тур  четвёртого  республиканского смотра-конкурса «Современные педагогические технологии в специальном образовании. Региональная модель».

     Крепнут и расширяются  научно-методические  связи школы:

  • ВГУ им. П.М. Машерова – с 2009 г. на базе школы работает совместный научно-методический Центр,  три раза в год проходят педагогические практики студентов олигофренопедагогов (по 25 – 27 человек), разработан план совместной работы школы и ВГУ.
  • Витебский областной институт развития образования - регулярно проходят открытые уроки и читаются лекции для слушателей курсов учителей и воспитателей, работающих с детьми с ОПФР.

         Коллектив школы строит свою работу на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся. Для всех учащихся 3-10 классов определены уровни обучаемости, установлены зоны ближайшего развития.    Педагоги школы используют в работе индивидуальный подход и разноуровневую дифференциацию, ориентируясь на достижение каждым учеником личной положительной динамики в усвоении предмета, в  индивидуальном развитии.

   Образовательный процесс в школе соответствует характеру нарушений развития учащихся (интеллектуальная недостаточность) и особенностям их социального развития. Обучение организовано в соответствии с образовательными маршрутами, рекомендованными Витебским ГЦКРОиР, в некоторых случаях Витебским ОЦКРОиР. Полностью соблюдаются сроки обучения учащихся, исключено второгодничество. Все  ученики школы проходят повторное обследование в Витебском ГЦКРОиР не реже чем через два года, как предусмотрено законодательством. Повторные осмотры заранее планируются и согласуются школой и центром. Все соответствующие документы представлены в личных делах учащихся школы.

    Для чёткой и правильной организации учебно-воспитательного процесса организованного на дому, составлены расписания занятий для каждого ученика в соответствии с учебным планом школы на каждый учебный год. Расписания согласованы с родителями. Занятия проходят по три раза в неделю, что соответствует требованиям нормативных документов.

    Все учителя ведут журналы обучения на дому установленного образца.

Наполняемость классов школе соответствует Положению о вспомогательной школе -  первое отделение – 10-12 чел, второе отделение – 6-8 чел. Комплектование первого класса осуществляется практически полностью из выпускников специального детского сада №1 и №64, а также ГЦКРОиР.

Укреплению здоровья  учащихся школы способствует правильная организация и культура питания. С 02.01.2010г.  школа  перешла на самостоятельную организацию питания.

       В школе сложилась единая  система трудового воспитания, допрофессинальной и профориентации трудовой подготовки.

    Трудовое воспитание и подготовка непосредственно в школе осуществляется по следующим направлениям: самообслуживание, общественно-полезный труд, учебный труд, формирование бережливости, эстетизация труда, охрана окружающей среды,  трудовое обучение, учебно-производственные бригады. Работу по профориентации проводит весь педагогический коллектив школы, но основная нагрузка ложится на учителей трудового обучения. Эту работу они тесно связывают с работой классного руководителя, воспитателя ГПД, учителей - предметников и руководителей школьных и внешкольных кружков.        

     При наличии медицинских противопоказаний для продолжения обучения в профессионально-технических учреждениях образования выпускники школы получают помощь в трудоустройстве через Управление по труду, занятости и социальной защите населения.

Наиболее важным для выпускников, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, является оказание содействия и помощи на первых этапах их самостоятельной жизни. В целях повышения социальной защищенности выпускников в специальных учреждений образования Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» предусмотрено осуществление их патроната на протяжении двух лет после окончания учебного заведения. Надо отметить, что такое патронатное сопровождение осуществляется над выпускниками на должном уровне, своевременно и правильно оформляется необходимая документация, оказывается действенная поддержка и помощь.

     В школе сформирована система комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся.

      Разработано положение о школьном Психолого-педагогическом консилиуме (ППК), задачами которого является:

- выявление характера и причин отклонения в поведении и учении учащихся;

- разработка программы воспитательных и учебных мер в целях коррекции особенностей развития;

- консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций;

- профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.

      На начало каждого учебного года издаётся приказ о комплексном психолого-педагогическом сопровождении учащихся школы, ведутся протоколы заседаний ППК, индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения.

      Педагогический процесс в школе несёт здоровье- и психосберегающую направленность.

      В начале учебного года проводится социальная диагностика детей. Выявлены все неблагополучные семьи, создан банк данных по учащимся школы, который уточняется ежемесячно. Намечены основные направления работы классных руководителей и социального педагога. Составлены индивидуальные планы помощи для каждой семьи.

    В школе работают секции настольного тенниса, лёгкой атлетики, волейбола, проводятся тренировки по минифутболу, занятия в тренажёрном зале. Еженедельно в группах проходят обязательные спортивные часы (согласно расписанию), большое количество спортивно-массовых мероприятий проходит во внеурочное время и особенно в шестой день недели. В шестой день недели работают кружок вышивки, секции по футболу и лёгкой атлетике. На высоком организационном уровне, интересно и весело проходят совместные спортивные мероприятия вспомогательной школы №26 и СШ №29, соревнования и праздники с Клубом «Адаптивной физкультуры и спорта»(АФиС) ВГУ им П.М. Машерова.  Всё это позволяет говорить о 100% охвате учащихся школы спортивно-массовой работой.

     Спортивные команды школы постоянно принимают участие в областных и республиканских соревнованиях по разным видам спорта для детей с особенностями в развитии.

     В 2015г. ГУО «Вспомогательная школа №26 г Витебска» исполнится 95 лет, мы имеем богатый опыт работы по обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью, готовы принять и оказать необходимую квалифицированную помощь любому нуждающемуся ребёнку и с надеждой смотрим в будущее.

 

Объявления Новости школы Мероприятия Вопрос-ответ Контактная информация Электронное обращение Карта сайта